Дело № 5-17/2012
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 января 2012 года с. Аликово
Мировой судья судебного участка № 1 Аликовского района Чувашской Республики Паймин А.А., с участием старшего помощника прокурора Аликовского района Чувашской Республики Архипова А.А., в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Григорьевой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.11 КоАП РФ в отношении
Григорьевой Р. А., 00 00 0000 года рождения, уроженки и жительницы д. М. А. района Чувашской Республики, проживающей в д. М., ул. С., д. 00, гражданки РФ, имеющей высшее образование, замужней, имеющей на иждивении двух несовершеннолетних детей, работающей заместителем главы Т. сельского поселения Аликовского района ЧР, ранее к ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшейся,
У С Т А Н О В И Л :
12 декабря 2011 года прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики в администрации Таутовского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе, персональных данных и о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что и вменяется Григорьевой Р.А., являясь должностным лицом – ведущим специалистом администрации Т. сельского поселения Аликовского района, являясь на основании распоряжения администрации района ответственной за формирование личных дел работников, в том числе личных дел муниципальных служащих администрации Т. сельского поселения Аликовского района Чувашского Республики (Далее сельского поселения), нарушила установленный законом порядок сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных), а именно в ходе изучения личных дел муниципальных служащих администрации поселения выявлено, что в личном деле специалиста 1 разряда администрации Т. сельского поселения Аликовского района Н.. отсутствует справка о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.
В материалах дела заместителя главы сельского поселения Григорьевой Р.А. нет сведений о доходах и обязательствах имущественного характера на супруга и двоих несовершеннолетних детей.
В связи с наличием нарушений законодательства в работе заместителя главы администрации Т. сельского поселения Григорьевой Р.А. по формированию и ведению личных дел муниципальных служащих прокурором Аликовского района ЧР возбуждено дело об административном правонарушении в отношении вышеназванного лица по ст. 13.11 КоАП РФ.
В суде Григорьева Р.А. вину в совершении вменяемого ей административного правонарушения признала, от дачи объяснений отказалась, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ.
Мировой судья, заслушав заключение старшего помощника прокурора, полагавшего, что в действиях должностного лица – заместителя главы администрации Т. сельского поселения Аликовского района ЧР Григорьевой Р.А. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного, ст. 13.11 КоАП РФ, при этом сославшись на те же обстоятельства, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 декабря 2011 года, а также трудовой договор от 09.01.2006 года заключенного с муниципальным служащим, распоряжения о назначении Григорьевой Р.А. заместителем главы администрации поселения от 09.01.2006 года, копию её трудовой книжки, распоряжение главы администрации Т. сельского поселения о распределении обязанностей между работниками аппарата администрации сельского поселения от 24.12.2011 года № 30, а также Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации Т. сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением от 13.12.2011 года № 53 и исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Порядок сбора, хранения, использования, распространения информации о гражданах (персональных данных) установлен Федеральным законом от 20 февраля 1995 года №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно ст.2 данного Федерального закона под информацией о гражданах (персональными данными) являются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.
Указом президента РФ от 06 марта 1997 года №188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, к которым относятся: 1/ сведения о фактах, событиях, и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. 2/ служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна). 3/ сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Согласно ч.1,2 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ от 02.03.2007 года (далее – Закон) персональные данные муниципального служащего - информация, необходимая представителю нанимателя (работодателю) в связи с исполнением муниципальным служащим обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы и касающаяся конкретного муниципального служащего. Персональные данные муниципального служащего подлежат обработке (получение, хранение, комбинирование, передача и иное использование) в соответствии с трудовым законодательством.
Согласно ст. 87 Трудового кодекса РФ порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований Трудового кодекса РФ и иных федеральных законов.
Согласно пп.16,18 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, утвержденного указом Президента РФ №609 от 30.05.2005 года, к личному делу гражданского служащего приобщаются сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего; справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами.
Как установлено судом, в ходе прокурорской проверки в личных делах муниципальных служащих-специалистов администрации Т. сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики имеются нарушения перечисленного выше законодательства .
Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2005 № 609 утверждено Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (далее Положение), которым определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего, а также ведения его личного дела.
В соответствие со ст. 13.11 КоАП РФ должностные лица могут быть привлечены за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)
Согласно ст. 13.11 КоАП РФ субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные, юридические лица, умышленно или по неосторожности допускающие указанные нарушения.
В данном случае дело об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ возбуждено в отношении специального субъекта – должностного лица – муниципального служащего, заместителя главы администрации Т. сельского поселения.
Как установлено судом Григорьева Р.А. действительно с 9 января 2006 года вплоть до настоящего времени замещает муниципальную должность – заместителя главы администрации Т. сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.
В представленных материалах дела отсутствуют доказательства того, что по состоянию на 12 декабря 2011 года (время проведения прокурорской проверки) Григорьева Р.А. являлась должностным лицом ответственным за формирование и ведение личных дел муниципальных служащих сельского поселения и что на неё временно или в соответствии со специальными полномочиями были возложены организационно-распорядительные функции. В материалах дела имеется лишь одно объяснение Григорьевой Р.А. где она хотя и соглашается с выявленными нарушениями при ведении личных дел работников администрации, но в то же время она указывает, что данные функции (обязанности) на неё были возложены устным распоряжением главы администрации, что, по мнению суда не является допустимым доказательством возложения на неё таких обязанностей и не может лечь в основу обвинения при квалификации её действий по ст. 13.11 КоАП РФ, в том числе, и при признании ею своей вины в совершении данного правонарушения. Более того, как установлено судом, в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Григорьевой Р.А. имеется ссылка на распоряжение администрации Т. сельского поселения Аликовского района ЧР, которое свое существование в ходе судебного заседания не нашло подтверждение. Также, в материалах дела отсутствует соответствующая справка о проведении прокурорской проверки 12 декабря 2011года, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о порядок сбора, хранения, использования информации о гражданах (персональных данных), без чего невозможно, только на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении установить наличие или отсутствие вины лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Доводы представителя прокуратуры – старшего помощника прокурора Архипова А.А., что распоряжение главы администрации Т. сельского поселения о распределении обязанностей между работниками аппарата администрации сельского поселения от 24.12.2011 года № 30, а также Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации Т. сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением от 13.12.2011 года № 53 дают основания полагать, что в действиях (бездействии) заместителя главы администрации Таутовского сельского поселения Григорьевой Р.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ не существенны. Поскольку, как усматривается из вышеназванных документов, они были подписаны и составлены после проведенной прокурорской проверки в Т. сельском поселении 12 декабря 2011 года, а именно 13 декабря 2011 года, 24 декабря 2011 года, в связи с чем, они не могут быть приняты судом в качестве доказательства подтверждающих вину Григорьевой Р.А., так как в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении указывается, что данные нарушения имели место быть вплоть до 12 декабря 2011 года и поэтому суд не может выйти за пределы обвинения, указанного в постановлении. Более того в вышеназванных распоряжения главы администрации Т. сельского поселения отсутствует подпись заместителя главы администрации Григорьевой Р.А. об ознакомлении с данными распоряжениями, что также не дает суду оснований использовать их в качестве допустимых по данному делу доказательств.
Понятие должностного лица содержится в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которому применительно к нормам КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В свою очередь, как уже подчеркивалось выше из имеющихся материалов дела не следует, что заместитель главы администрации поселения Григорьева Р.А. обременена обязанностями по хранению, формировании, ведению и учету личных дел муниципальных служащих администрации поселения.
С учетом установленных обстоятельств суд, приходит к выводу, что заместитель главы администрации поселения Григорьева Р.А. применительно к данной ситуации, в силу занимаемого положения и отсутствия возложения на неё соответствующих полномочий и обязанностей по хранению, формировании, ведению и учету личных дел муниципальных служащих администрации поселения, не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения по ст. 13.11 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. п. 2 ч. 1 ст. 24.5, 29.9 – 29.11 КоАП РФ, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя главы администрации Таутовского сельского поселения Григорьевой Р. А. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Красноармейский районный суд ЧР в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья : А.А. Паймин