Дело № 5-599/2012
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 августа 2012 года п.Ибреси
Мировой судья судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики Савельева В.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
должностного лица – ХХХХХХХХХ Бюджетного учреждения Чувашской Республики «ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХ» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ») Купкенова Ш. Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений
УСТАНОВИЛ:
При проведении Управлением Росздравнадзора по Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ года мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» на основании обращения гр-ки ХХХХХХХХХ Х.Х. по вопросу некачественного оказания медицинской помощи, повлекший за собой смерть ее сына ХХХХХХХХ Х.Х., ДД.ММ.ГГГГг.р. установлено, что деятельность БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» ведется с грубыми нарушениями требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, предусмотренных подп. «и» п.4, подп. «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (утв. Постановлением Правительства России от 16.04.2012г. № 291), допущенных вследствие ненадлежащего внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности со стороны главврача в БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. В связи с чем в отношении должностного лица – ХХХХХХХХХ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Купкенова Ш.Э. составлен протокол б/н от ДД.ММ.ГГГГг. об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности – ГГГГГГГГ БУ«ГГГГГГГГГГГ ГГГ» Купкенов Ш.Э., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, каких-либо заявлений, ходатайств суду не представил, в связи с чем на основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, проверив протокол об административном правонарушении, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с подп.96 п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Согласно подп.4 п.2 указанной статьи ФЗ Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по следующим видам деятельности – медицинская деятельность.
Часть 3 статья 19.20 предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с примечанием к ст.19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с ч.11 ст.19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Согласно п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования;
не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
з) соответствие соискателя лицензии - юридического лица:
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, - требованиям, установленным статьей 13 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов";
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, - требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека";
намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, -установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
В соответствии с п.6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Доказательствами по делу являются: протокол б/н от ДД.ММ.ГГГГг. об административном правонарушении, объяснения должностного лица – ХХХХХХХХХ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Купкенова Ш.Э., данные им при составлении протокола об административном правонарушении, акт проверки и предписание Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Чувашской Республики (Управлением Росздравнадзора по Чувашской Республики) юридического лица – БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» № ХХХ от ДД.ММ.ГГГГг. и приложенные к нему материалы проверки.
Из указанных документов следует, что Бюджетное учреждение Чувашской Республики «ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХ» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики осуществляет медицинскую деятельность с грубыми нарушением лицензионных требований, а именно:
1. БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии при оказании медицинской помощи ХХХХХХХХ Х.Х. в палате реанимации и интенсивной терапии (ПРИТ) по адресу: ХХХХХХ, Чувашская Республика, Ибресинский район, пгт. ХХХХХХ, улица ХХХХХХХХХХХХХ, дом №ХХ нарушен Порядок оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 13.04.2011 №315н.
Согласно штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному главным врачом БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии, в составе ПРИТ утверждены 5,75 ставки врачей-анестезиологов-реаниматологов. По факту на момент проверки, а также в ХХХ ХХХХ года в ПРИТ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии работают 2 врача-анестезиолога-реаниматолога (ХХХХХХХХ Х.Х., ХХХХХХХХХХ Х.Х.), что не обеспечивает работу круглосуточного поста врача-анестезиолога-реаниматолога в нарушение Порядка оказания анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 13.04.2011 №315н. Так, при переводе ХХХХХХХХ Х.Х. я ПРИТ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии в крайне тяжелом состоянии, врачом анестезиологом- реаниматологом ребенок был осмотрен через 40 мин. после перевода.
Кроме того врачи-специалисты (3 врача-терапевта и 1 врач-невролог), указанные в графике работы и табеле учета рабочего времени ПРИТ, не имеют послевузовского И (или) дополнительного медицинского образования, необходимого для выполнения работ (услуг) по анестезиологии и реанимации.
Данные действия повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и являются грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, предусмотренные подп. «а» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другим! организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (утв. Постановлением Правительства России с 16.04.2012г. № 291).
2. ПРИТ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии по адресу ХХХХХХ, Чувашская Республика, Ибресинский район, пгт. ХХХХХХ, улица ХХХХХХХХХХХХХ дом №ХХ не имеет в наличии оборудования, предусмотренного Порядком оказани анестезиолого-реанимационной помощи взрослому населению, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 13.04.2011 №315н. Так, в ПРИТ отсутствует матрац противопролежневый, автоматический анализатор газов крови, К1ЦС, электролитов, глюкозы, осмолярности, тромбоэластограф, онкометр, передвижной рентгеновский аппарат.
Кроме того в ПРИТ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии, пр функционировании 1 педиатрической койки, отсутствуют условия для оказани реанимационных мероприятий детям раннего возраста. Так, в отделении аппарат ИВ, Фаза-5-01 предназначен по своим параметрам для оказания медицинской помощи взрослым, в комплектацию которого не входит маска анестезиологическая детская. 1 отделении на момент проверки также отсутствуют стерильный набор для проведения коникотомии, стерильные воздуховоды.
Данные действия повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни здоровью граждан и являются грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, предусмотрены подп. «б» п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключение указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другим организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (утв. Постановлением Правительства России с 16.04.2012г. № 291)
3. При оказании медицинской помощи ХХХХХХХХ Х.Х. в детском отделении БУ«Ибресинская ЦРБ» Минздравсоцразвития Чувашии по адресу: ХХХХХХ, Чувашек; Республика, Ибресинский район, пгт. ХХХХХХ, улица ХХХХХХХХХХХХХ, дом №ХХ
3.1. При наличии признаков дыхательной недостаточности, стеноза гортани II-I ст. состояние врачом-педиатром расценено как средней тяжести (недооценка тяжей состояния), при поступлении в стационар не проведена консультация с враче анестезиологом-реаниматологом БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвия Чувашии в нарушение временных отраслевых стандартов объема медицинской помощи детям при остром обструктивном ларингите (круп I-IV ст.), утвержденных приказе Минздрава России от 07.05.1998 №151 и ребенок не госпитализирован в палат реанимации и интенсивной терапии (ПРИТ) при условии функционирования педиатрической койки.
3.2. При поступлении ХХХХХХХХ Х.Х. в детское отделение в состоянии средней степени тяжести и последующем его переводе в крайне тяжелом состоянии в ПРИТ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии не проведена консультация (по телефону) с республиканским центром консультативной и диагностической помощи по неотложным состояниям в педиатрии на базе БУ «Республиканская детская клиническая больница» Минздравсоцразвития Чувашии в нарушение приказа Минздравсоцразвития Чувашии от 21.06.2007 №433.
3.3. При назначении лечения в детском отделении БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии в нарушение общепринятой тактики лечения стеноза гортани у детей, при стенозе гортани II-III ст. не назначены ингаляционно глюкокортикостероиды. В нарушение приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», ХХХХХХХХ Х.Х. одномоментно назначено пять лекарственных препаратов без согласования с заведующим отделением, с ответственным дежурным врачом или другим лицом, уполномоченным приказом главного врача медицинской организации, а также с клиническим фармакологом. Также в листе назначения не указан растворитель для Цефазолина, кратность введения и ориентировочная длительность курса в/в инфузий, ингаляций с Атровентом.
Для проведения пациентам оксигенотерапии в ПРИТ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии используется кислород, не являющийся медицинским, поставленный ЗАО «Промтрактор-Вагон» в нарушение Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
3.4. В ПРИТ при оказании реанимационной помощи ХХХХХХХХ Х.Х. не проведено восстановление проходимости дыхательных путей (назотрахеальная интубация, а при возникновении асфиксии не сделана коникотомия (или трахеостомия) в нарушение временных отраслевых стандартов объема медицинской помощи детям при остром обструктивном ларингите (круп I-IV ст.), утвержденных приказом Минздрава России от 07.05.1998 №151 и общепринятых принципов проведения первичной сердечно-легочной реанимации (ABC).
Данные нарушения допущены вследствие ненадлежащего внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Минздравсоцразвития Чувашии и повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и являются грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, предусмотренных подп. «и» п.4, подп. «б» п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (утв. Постановлением Правительства России от 16.04.2012г. № 291).
Таким образом, исследовав материалы дела, оценив добытые доказательства в их совокупности мировой судья считает вину должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – ХХХХХХХХХ БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ» Купкенова Ш.Э. доказанной и квалифицирует его действия по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, т.е. осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При назначении административного наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность и др. обстоятельства.
Обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность по делу не имеется.
Учитывая изложенное, мировой судья считает возможным назначить должностному лицу, привлекаемому к административной ответственности административное наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 29.9– 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Должностное лицо - ХХХХХХХХХ Бюджетного учреждения Чувашской Республики «ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХ» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее БУ «ХХХХХХХХХХХ ХХХ») Купкенова Ш. Э. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000(двадцать тысяч) рублей.
Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ибресинский районный суд Чувашской Республики через мирового судью судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики.
Штраф можно уплатить в любом отделении сберегательного банка по следующим реквизитам:
УФК РФ по Чувашской республике (Управление Росздравнадзора по Чувашской Республике), код ОКАТО 97407000000, в ГРКЦ НБ Банка России г.Чебоксары, БИК 04906001, номер счета получателя платежа: 40101810900000010005, ИНН 2128700070, КПП 213001001, КБК 06011690050056000140, БИК 049706001, ОКАТО 97213000000, наименование платежа- административный штраф.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении предусмотренного срока, соответствующие материалы будут переданы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, будет принято решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб. либо административный арест, сроком до 15 суток.
.
Мировой судья В.В.Савельева