Мировые судьи Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

№ 2-361/2013 (опубликовано 14.05.2013 г.)

Дело № 2-361/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2013 г.                                                                                пос. Ибреси

 

            Мировой судья судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики

 Савельева В.В.

            при секретаре   Михеевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Х» к (ФИО 1) о взыскании возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге 

 

УСТАНОВИЛ:

 

ФКУ «Х» обратилось к мировому судье с иском к (ФИО 1) о взыскании возмещения вреда, нанесенного федеральной автомобильной дороге в размере Х, Х руб.. Иск мотивирован следующими обстоятельствами.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации» (per. в Минюсте РФ 08.08.1996 N 1146) ФКУ «Х» осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении нормативных параметров Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Х области и Республике Х Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 317-р, приказом Федерального дорожного агентства «Росавтодор» № 71 от 01.06.2011 г. Федеральное государственное учреждение «Х» (ФГУ «Х») изменено на Федеральное казенное учреждение «Х» (ФКУ «Х»).

Пунктами 2.1. и 2.2. Устава ФКУ «Х» предусмотрено, что управление наделено имуществом, находящимся в федеральной собственности, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах.

ФКУ «Х» является учреждением, через которое Федеральное дорожное агентство реализует свои функции, так как является подведомственной Федеральному дорожному агентству организацией.

ДД.ММ.ГГГГ г. на стационарном пункте весового контроля № Х, расположенном на федеральной автомобильной дороги «Х» (свидетельство о поверке № Х ХХХХ зав. № Х, Х, свидетельство о поверке Х зав. № Х, Х), произведено взвешивание транспортного средства Х регистрационный номер Х, полуприцеп Х государственный номер Х, под управлением водителя (ФИО 2). Перевозка осуществлялась транспортным средством, принадлежащим ответчику (ФИО 1), по маршруту г. Х - г. Х. При этом протяженность маршрута по автомобильным дорогам Х региона составила Х км.

Приказом ФКУ «Х» от ДД.ММ.ГГГГ г. № Х на участи автомобильной дороги общего пользования федерального значения введено временное ограничение движения транспортных средств с ДД по ДД.ММ.ГГГГ года.

Пользователи автомобильных дорог оповещены об условиях движения транспортам средств в период временного ограничения, сроках таких ограничений оповещены через средства массовой информации путем размещения в газете и путем установки в автомобильных дорогах общего пользования федерального значения временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств.

В соответствии с пунктом 19 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения "транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 № 149 в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.

Согласно определениям, данным в п. 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам РФ от 08.08.1996г. № 1146, тяжеловесный груз - это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разд. I приложения 1 к Инструкции.

Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в указанной Инструкции, по утвержденной форме.

В связи с нарушением правил перевозки крупногабаритных (тяжеловесных) грузов в присутствии водителя (ФИО 2). Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Х области и Республике Х Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составлен Акт № Х от ДД.ММ.ГГГГ г., один из экземпляров которого представлен в адрес ФКУ «Х» для проведения расчета и взыскания ущерба. В результате вышеуказанной перевозки вред, нанесенный автомобильным дорогам, рассчитанный согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 16.11.2009 г. № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными  средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ» составил Х руб. Х коп.

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (вместе с "Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов") вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее - вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств, т.е. ответчиком (ФИО 1).

ДД.ММ.ГГГГ г.  (ФИО 1). направлена досудебная претензия № Х о необходимости возмещения вреда автомобильной дороге федерального значения либо об обосновании отказа, однако, от него оплата причиненного вреда до настоящего времени не поступила.

В связи с изложенным по ссылкой на ст.ст.15, 1064, 1079 ГК РФ ответчик просит взыскать в его пользу возмещение вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральной автомобильной дороге «Х» в размере    Х руб. Х коп.

Представитель истца – (ФИО 3) в судебное заседание не явилась, при подаче искового заявления просила рассмотреть дело без ее участия.

Ответчик (ФИО 1), будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, возражений на иск не представил в связи с чем на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.

Третьи лица – Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Х области и Республике Х Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела,  представителя в суд не направили, заявлений, ходатайств не представили, что в силу ст.43 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.  

Изучив материалы дела, мировой судья  приходит к следующему.

Распоряжением Министерства транспорта РФ № Х от ДД.ММ.ГГГГ г. образовано Федеральное государственное учреждение «Х» (далее по тексту ФКУ «Х»), которому переданы функции по управлению федеральными автомобильными дорогами, проходящими по территории Х региона, в том числе согласование маршрутов движения и выдача соответствующих разрешений на проезд по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств, масса, нагрузки на ось которых превышают допустимые значения.

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ № 3161-р от 10.09.2002г. и постановлением Правительства РФ №406 от 30.06.2005г. федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог РФ (утв. Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991г. № 62) закреплены в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства. Свидетельством о внесении в реестр федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ г. №Х выданным МЗиО РТ подтверждается включение автомобильных дорог федерального значения в реестр федерального имущества (л.д.Х-Х).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.03.2006 г. № 144 «0 временном ограничении движения транспортных средств по федеральными автомобильным дорогам», приказа Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 N 149 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движеню транспортных средств по автомобильным дорогам", приказа Росавтодора № 9 от 09.02.2010 г. «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2010 году» Сроки начала и окончания действия временного ограничения движения по конкретным участкам автомобильных дорог с учетом особенностей региона и дорожно-климатических условий уточняются находящимися в ведении Федерального дорожного агентства федеральными государственными учреждениями, также установлены предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в разрезе автомобильных дорог общего пользования федерального значения и их участков (Приложение № 2 к приказу Росавтодора № 9 от 09.02.2010 г.(л.д.Х-Х).

Приказом ФКУ «Х» от ДД.ММ.ГГГГ г. № Х на участи автомобильной дороги общего пользования федерального значения введено временное ограничение движения транспортных средств с ДД по ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.Х-Х).

Пользователи автомобильных дорог оповещены об условиях движения транспортных средств в период временного ограничения, сроках таких ограничений оповещены через средства массовой информации путем размещения в газете и путем установки в автомобильных дорогах общего пользования федерального значения временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств (л.д.Х-Х).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции. Основания временного ограничения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ о безопасности дорожного движения.

Ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной, деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусматривает, что временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам может устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 19 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения "транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 № 149 в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.

Согласно определениям, данным в п. 1.2 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов по дорогам РФ от 08.08.1996г. № 1146, тяжеловесный груз - это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разд.I приложения 1 к Инструкции.

Автотранспортное средство, в зависимости от осевых масс, подразделяются на две группы: Группа А - автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до Ют включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I - III категории, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т.; и Группа Б - автотранспортное средство с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.

Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в указанной Инструкции, по утвержденной форме.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ г. на стационарном пункте весового контроля № Х, расположенном на федеральной автомобильной дороге «Х» (Х км. а/д Х-Х) (свидетельство о поверке № Х ХХХХ зав. № Х, Х, свидетельство о поверке Х зав. № Х, Х), произведено взвешивание транспортного средства тягач - Х регистрационный номер Х с полуприцепом  Х государственный номер Х – автопоезд (Х-ти осный), под управлением водителя (ФИО 2), при этом установлено, что он перевозил тяжеловесный груз с осевым перегрузом допустимой нормы - тягач: на Х-ую ось – на Х,Х% (допустимая нагрузка 6,0 т, фактическая составила Х,Х т); на Х-ю ось перегруз на Х,Х% (допустимая нагрузка Х,0т, фактическая составила Х,Хт); на Х-ую ось перегруз на Х,Х% (допустимая нагрузка Х,0т, фактическая составила Х,Х т), на Х-ую ось – на  Х,Х % (допустимая нагрузка Х,Х т, фактическая составила Х,Х т); полуприцеп:  на Х-ю ось перегруз на Х,Х % (допустимая нагрузка Х,Х т, фактическая составила Х,Х т) без специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза и с нарушением временного ограничения на указанном участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения, что подтверждается актом № Х от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.Х-Х).

Согласно названного выше акта указанным автопоездом (тягач Х +    полуприцеп  Х) под управлением водителя (ФИО 2)  пройдено по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения Х региона   расстояние Х км.

Указанный акт вручен  водителю (ФИО 2)  лично под расписку в копии акта и водителем (ФИО 2)  не оспаривался.

Собственником транспортного средства транспортного средства тягач - Х регистрационный номер Х, согласно данным представленным МИФНС № 3 по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ г. № Х по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. являлся (ФИО 1), транспортное средство было отчуждено ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.Х-Х).  

(ФИО 1)  так же указанный акт № Х от ДД.ММ.ГГГГ г. не оспаривал.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. «О возмещении вреда причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным  дорогам РФ» № 934 предусмотрено взимание платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам и установлен порядок определения размера такого вреда. 

Согласно п. 2  названного Постановления вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.

Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается в соответствии с Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.

В силу п. 3 Правил осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Согласно п. 5 Правил 5 размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от:

а)         превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений:

предельно допустимой массы транспортного средства;

предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства;

б)        размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;

в)        протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

г)         базового компенсационного индекса текущего года.

 Как установлено судом и никем в судебном заседании не оспаривалось водитель (ФИО 2) на автомашине принадлежащей на праве собственности (ФИО 1), перевозил тяжеловесный груз по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения Х региона в нарушение   ст.ст.30, 31 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г.  «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»  и п. 1.4  Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом РФ 27.05.1996 г. и зарегистрированной Минюстом РФ 08.08.1996 г.  № 1146    без специального разрешения.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный имуществу гражданина, или юридического лица подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1079 Гражданского Кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла  потерпевшего. В качестве способов возмещения вреда ст. 1082 Гражданского Кодекса РФ предусматривает возмещение причиненных убытков (ущерба).

Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 г. № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществления надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.

Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.

Поскольку (ФИО 1) специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза не получал,  вред причиненный  (ФИО 1) автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесного груза  подлежит взысканию с (ФИО 1) как с собственника транспортного средства  тягач - Х регистрационный номер Х.  

На основании Акта № Х от ДД.ММ.ГГГГ г. истцом - ФКУ «Х» произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге федерального значения, с учетом временного ограничения движения, который составил Х руб. Х коп. Указанный расчет судом проверен и признан правильным, поскольку составлен в  соответствии с законом и указанными нормативно-правовыми актами.  

ДД.ММ.ГГГГ г.  (ФИО 1) направлена досудебная претензия № Х о необходимости возмещения вреда автомобильной дороге федерального значения либо об обосновании отказа, однако, от него оплата причиненного вреда до настоящего времени не поступила.

В силу ст. 12 ГПК РФ  правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ  каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Каких-либо возражений по существу иска ответчик суд не представил. На основании ст.68 ГПК РФ суд основывает свои выводы на представленных стороной истца документах.

Учитывая изложенное мировой судья приходит к выводу о том, что исковые требования ФКУ «Х»  к (ФИО 1) являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, на основании подп.2 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере Х руб. Х коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, мировой суд

 

                РЕШИЛ:

 

            Взыскать с (ФИО 1)  в пользу ФКУ «Х»  в счет возмещения вреда, нанесенного тяжеловесным транспортным средством при проезде по федеральной автомобильной дороге «Х» денежную сумму в размере  Х (ХХХХХХХХ) руб. Х коп.

Взыскать с (ФИО 1)  в доход государства государственную пошлину в размере Х (ХХХХХХ) руб. Х коп.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Ибресинский районный суд Чувашской Республики через мирового судью судебного участка № 1 Ибресинского района Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения.

 

 

Мировой судья                                                                    В.В.Савельева

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика