Дело № 1- 9/ 2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении уголовного дела
26 марта 2014 года село Комсомольское
Мировой суд судебного участка №1 Комсомольского района Чувашской Республики в составе председательствующего – мирового судьи Волковой А.Ш.,
с участием старшего помощника прокурора Комсомольского района Чувашской Республики Ягудиной Е.В.
потерпевшего О. и его законного представителя Г.,
лица, в отношении которого ведется производство по делу, О.,
его законного представителя Н.,
защитника – адвоката Афанасьева Н.В., представившего ордер № 33, 39 от 14 и 25 марта 2014 года и удостоверение № 339, выданное Управлением Министерства Юстиции РФ по Чувашской Республике 11 июля 2003 года,
при секретаре Тарасовой Е.С.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании материалы уголовного дела о применении принудительных мер медицинского характера в отношении
О., ДДММГГ рождения, уроженца города ХХХХ Ххххх области, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: Чувашская Республика, Ххххх район, село ХХХХХ, улица ХХХХ, дом №ХХ, не женатого, не работающего,
в совершении запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ,
у с т а н о в и л :
О. совершил насильственные действия в отношении своего отца О., причинившие последнему физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в ст.115 УК РФ, при следующих обстоятельствах.
ДДММГГ, около ХХ часов, О., находясь в состоянии алкогольного опьянения, в спальном помещении своего дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Хххх район, село Хххх, улица ХХ, дом ХХ, в ходе ссоры со своим отцом О., возникшей на почве личных неприязненных взаимоотношений, с целью причинения телесных повреждений, нанес один удар находящейся у него в руках столовой вилкой по левой части головы О., причинив тем самым последнему физическую боль и телесные повреждения в виде поверхностных ран в теменной области слева с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани, которые не причинили вреда здоровью и по степени тяжести не определяются.
Уголовное дело в отношении О. направлено в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
В судебном заседании О. вину признал и показал, что он осознал свою вину, был выпивший и ударил отца вилкой по голове. В настоящее время они помирились, он извинился перед отцом.
Факт совершения О. деяния, запрещенного уголовным законом, подтверждается совокупностью представленных стороной обвинения и исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств.
Потерпевший О. суду показал, что точную дату не помнит, летом ДДММГГ, ночью, его сын О. пришел домой выпивший и ходил по дому. Он просил сына успокоиться. После этого О., когда он находился в спальне, ударил его вилкой по голове, откуда потекла кровь. Ему было больно. После этого позвонили в скорую медицинскую помощь. Дома в это время была жена О. Сейчас они помирились, просит прекратить уголовное дело.
Свидетель О. суду показала, что точную дату не помнит, примерно ДДММГГ, вечером, когда они легли спать и уснули, домой пришел сын В., который был выпивший, и стал шуметь. В. разбудил отца, также ходил по дому. Она заметила, что В. замахнулся рукой по голове отца, по левой стороне. У О. после этого пошла кровь из головы. О. испугался. После этого говорил, что болит голова. Тогда они вызвали скорую медицинскую помощь. Сейчас В. успокоился, помогает им по дому.
Кроме показаний потерпевшего и свидетеля, обстоятельства совершения О. запрещенного уголовным законом общественно-опасного деяния также подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами: протоколом принятия устного заявления от О. от ДДММГГ /л.д. 3/; протоколом осмотра места происшествия от ДДММГГ, из которого следует, что хозяйство О. расположено по адресу: с.ХХХХ, ул.ХХХХ д.ХХ Хххх района Чувашской Республики. /л.д. 5-7/; протоколом осмотра предметов от ДДММГГ/л.д. 64-65/.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от ДДММГГ № ХХ у О. обнаружены поверхностные раны (2) в теменной области слева с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани, которые не причинили вреда здоровью и по степени тяжести не определяются. Давность образования повреждений около 1-х суток к моменту освидетельствования на ДДММГГ /л.д.60-61/.
Из заключения судебно-психиатрической комиссии экспертов от ДДММГГ № ХХ О. в момент инкриминируемого ему деяния страдал и в настоящее время ХХХХХ. Об этом свидетельствуют данные анамнеза о ХХХХХ. Указанный диагноз подтверждается также данными настоящего клинического ххххххх, выявившего у ХХХХХХХ. Указанное психическое расстройство лишало О. в момент ХХХХХ. Психическое расстройство О. связано с ХХХ. О. нуждается в применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа /л.д. 96-98/.
Оснований сомневаться в достоверности заключения комиссии врачей о наличии у О. психического заболевания во время совершения инкриминируемого ему деяния, у суда не имеется; заключение выполнено в соответствии с требованиями закона, компетентными экспертами, имеющими длительный стаж работы.
Таким образом, О. совершил запрещенное уголовным законом общественно-опасное деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 116 УК РФ, то есть совершил насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ, в отношении своего отца О.
В соответствии со ст. 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
О. во время совершения общественно-опасных деяний находился в состоянии невменяемости, в связи с чем на основании ст. 21 УК РФ освобождается от уголовной ответственности.
В силу ч. 2 ст. 443 УПК РФ, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 N 10-П положения частей второй и четвертой статьи 443 УПК Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 21, 41 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2), 52 и 123 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они исключают для суда возможность назначить принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих.
В судебном заседании потерпевшим О. и его законным представителем Г., лицом, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, О. и его законным представителем Н. представлены заявления о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон.
Согласно ст. 25 УПК РФ суд вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных статьей 76 Уголовного кодекса Российской Федерации, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
В силу ст. 76 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред.
В судебном заседании установлено, что примирение между сторонами достигнуто, это подтверждается заявлениями потерпевшего О. и его законного представителя Г., также заявлением лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, О. и его законного представителя Н., представленными в судебном заседании. Причиненный потерпевшему вред заглажен в форме принесения извинений. О. ранее к уголовной ответственности не привлекался.
В силу ч. 3 ст. 443 УПК РФ суд при наличии оснований, предусмотренных статьями 24-28 настоящего Кодекса, выносит постановление о прекращении уголовного дела независимо от наличия и характера заболевания лица.
Поскольку вышеназванное постановление Конституционного Суда Российской Федерации не распространяется на положения ч. 3 ст. 443 УПК РФ, мировой суд считает возможным удовлетворить ходатайство потерпевшего О. и его законного представителя Г., и производство по уголовному делу в отношении О. прекратить в связи с применением сторон.
Поскольку О. нуждается в психиатрической помощи, в силу положений ч. 4 ст. 443 УПК РФ копию настоящего постановления необходимо направить в БУ «ХХХХХ» для решения вопроса о его направлении на лечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 443, 444 УПК РФ, мировой суд
п о с т а н о в и л :
Производство по уголовному делу в отношении О., совершившего общественно – опасное деяние, предусмотренное ч.1 ст.116 УК РФ, прекратить на основании ч. 3 ст. 443 УПК РФ, в связи с примирением сторон.
В удовлетворении ходатайства о применении в отношении О. принудительной меры медицинского характера отказать.
Копию постановления в течение пяти суток направить психиатру БУ «ХХХХХ» для решения вопроса о лечении О.
После вступления постановления в законную силу вещественные доказательства по делу: кепку и два носовых платка возвратить по принадлежности потерпевшему О., столовую алюминиевую вилку – уничтожить.
Постановление может быть обжаловано в Яльчикский районный суд Чувашской Республики через мировой суд в течение десяти суток со дня его провозглашения.
Мировой судья А.Ш.Волкова.
Постановление вступило в законную силу: 08.04.2014